Жизнь будущего века

30.03.2016 — 15.05.2016

Центр современной культуры «Смена» представляет выставку «Жизнь будущего века» Арсения Жиляева и Дмитрия Хворостова.

Выставка «Жизнь будущего века» — совместный проект Арсения Жиляева и Дмитрия Хворостова. В центре внимания художников находится археология надежд конца ХХ века на социальные и политические трансформации. Экспозиция выставки выстроена по хронологическому принципу квазимузейного нарратива и разворачивается в обратной перспективе, начинаясь с 2010-х и заканчиваясь 1980-ми.

В рамках «Жизни будущего века» Арсений Жиляев представит шумовой спектакль «Радио „Октябрь“», созданный совместно с рабочими культурного центра «Фабрика» (бывший завод бумаг «Октябрь») в 2011 году. Дмитрий Хворостов выставит серию живописных абстракций, анализирующую визуальность раннего интернета и надежд, возлагавшихся на освободительный потенциал сетей, а также минималистскую инсталляцию, посвященную становлению диссидентского движения в СССР.

Арсений Жиляев о «Радио „Октябрь“»

В процессе сбора материалов для выставки «Машина и Наташа» мне стало известно, что в советские годы на фабрике (ЦТИ «Фабрика», бывш. Фабрика технических бумаг «Октябрь») существовало радио. Радиорубка находилась в том же месте, где сейчас расположен кабинет директора. Оттуда на протяжении десятилетий для поддержания бодрости духа и рабочего ритма в цеха транслировали любимую фабрикантами советскую эстраду: Кобзона, Ободзинского, Пугачеву и т.д. Эта история врезалась мне в память. Мне очень захотелось восстановить для оставшихся тружеников их радио. Я понимал, что сделать это в том же виде, что и в 1960-80-е, невозможно. Нет ни большей части слушателей (на сегодняшний день от большого фабричного коллектива осталось около десяти человек), ни собственно цехов (на фабрике сохранился лишь один работающий цех, и даже он функционирует в лучшем случае месяц в год). Единственный вариант, который оставался, — сделать вместе с оставшимися рабочими временную радиоточку, превратив ее вещание в радиоспектакль о повседневном труде фабрикантов! Уже в процессе работы я узнал о существовании небольшой пьесы «Радио „Октябрь“», написанной известным советским революционным поэтом Владимиром Маяковским и теоретиком производственного искусства Осипом Бриком в 1926 году. В пьесе рассказывается о праздновании девятой годовщины Октябрьской революции, во время которой банкиры и государственные правители решают вновь закабалить рабочих. Но, к счастью, звучащий из радио призыв-надежда напоминает о великих завоеваниях пролетариев всех стран и призывает рабочих на продолжение борьбы. Сегодня сюжет этой пьесы звучит утопично. Но проблемы столетней давности до сих пор не потеряли актуальности, хотя и требуют новых решений. Радио «Октябрь» представляет собой записанный на несколько виниловых пластинок радиоспектакль, созданный с рабочими бумажной фабрики «Октябрь» в период монтажа спецпроектов IV Московской биеннале современного искусства.

Дмитрий Хворостов о своем методе

Любой овеществленный образ, любое изображение могут быть рассмотрены в режиме Vanitas. О заложенном в каждый предмет тлении говорит, в первую очередь, его собственная композиция, призванная регулировать фокус внимания наблюдателя. Если говорить о фотографии, то ее жестокость проявляется не в возможности пересечь зону интимности, как, например, настаивает Валерий Подорога, но в самом кадрировании, в концентрации содержания в пределах кадра и в принесении в жертву всего того, что было вынесено за границу. Подобное «политическое кадрирование претерпевает всякое изображение. В делезианских терминах базовую композицию изображения с ее содержательной иерархией можно назвать молярностью изображения. Именно она отвечает за целостность произведения. Хрупкость же этой целостности проявляется на том уровне, на котором молярность теряет возможность контролировать свою конституцию. Речь идет о периферии видимости. На периферии видимости, в темных местах изображения, производится становление, недоступное редуктивной природе молярного аппарата.

Об авторах

Дмитрий Хворостов родился в 1985 году в Москве. Окончил философский факультет РГГУ (2013). Студент института современного искусства «База» (Москва). Сооснователь artist-run space Центр «Красный». Избранные выставки: «Голоса» (2015, Центр «Красный»), «Делай медиум» (2015, Музей Москвы), «На карантине» (2015, Центр «Красный»), «Транссиб» (2014, Галерея «Культпроект»). В своем творчестве Хворостов обращается к исследованию механизмов формальной редукции и «политического кадрирования» в произведении искусства. Живет и работает в Москве.

Арсений Жиляев родился в 1984 году в Воронеже. Окончил Институт проблем современного искусства в Москве (2008), школу изящных искусств Valand School of Fine Arts в Гетеборге, Швеция (2010). Лауреат российских премий в области современного искусства, номинант международной премии Visible Award-2013. Используя художественную, политическую, научную и музеологическую истории для раскрытия и проектирования потенциального будущего, Жиляев исследует пространство между вымыслом и реальностью. В своих проектах художник переосмысляет наследие советской музеологии и значение музея в философии русского космизма. С 2011 года является членом редакционного совета московского «Художественного журнала». Публикуется в E-flux Journal и других изданиях. Живет и работает в Воронеже и Москве.

Открытие

Выставка откроется 30 марта в 18:00. В рамках открытия выставки в 19:00 состоится презентация книги «Авангардная музеология» под редакцией Арсения Жиляева. Мероприятие пройдет в формате диалога художников Арсения Жиляева и Анатолия Осмоловского. Они обсудят специфику музея и выставки в качестве особых медиа, а также различные экспериментальные институциональные формы. Мероприятие организовано совместно с фондом V-A-C.

Информация о выставке

30 марта — 15 мая 2016
Режим работы: вторник — воскресенье, 12:00 — 20:00
Входной билет: 150 рублей (общий), 100 рублей (льготный: школьники, студенты, пенсионеры)